Борис Зиновьевич Драпкин родился в городе Ленинград в 1928 году. Он ветеран Великой Отечественно Войны, переживший блокаду. Драпкин один из самых известных детских психиатров и психотерапевтов, удостоенный звания «Почетный профессор психотерапии».
Он создал первое в стране подростковое психиатрическое отделение. С 1962 года — внештатный преподаватель на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО). До 1996 года — главный детский психотерапевт Министерства здравоохранения Советского Союза и России. Скончался Борис Зиновьевич в 2006, он прожил замечательную и насыщенную жизнь, полную интересных и не всегда простых событий.
Метод работает с детьми от рождения до подросткового возраста, примерно лет до 12, в исключительных случаях до 15. По времени чтение текста занимает от 10 до 15 минут, плюс время на ведение дневниковых записей в течении дня.
Терапия материнской любовью или материнский гипноз позволяет проводить терапевтическую работу как матери, так и ребёнку.
Лечение мама получает опосредованно, а иногда и напрямую благодаря тому, что сама себе создаёт состояние спокойствия, снятия чувства вины (я плохая мать…), приобретая осознанность благодаря структурированию своих действий и мыслей. Тем самым расширяется терапевтический эффект. Многим мамам я рекомендую делать аутотренинг перед чтением метода, для лучшего сосредоточения и концентрации мысли.
Применить материнский гипноз может мама или бабушка (мамина мама). Считается, что голос бабушки по материнской линии способен влиять на малыша так же, как и голос его мамы.
Начинать можно через 20 – 30 минут после того, как ребенок уснул (имеется в виду ночной сон). Мама садится на кровать рядом с ребенком и произносит текст негромким голосом (как читаете сказку), внятно и четко, темп её речи должен быть немного ниже, чем при обычном разговоре.
Весь текст нужно прочитать один раз, а каждую фразу следует произносить два раза: сначала про себя, а потом – вслух. Как будто пробуете фразы на вкус, при этом стараясь держать образ ребёнка в своих мыслях. Вы сначала готовитесь, создаёте определённое эмоциональное состояние внутри себя, а потом передаёте его своему ребёнку.
Как правильно читать текст.
Примерно через 20-30 мин после засыпания ребенка, сохраняя тактильный контакт:
Прочитать фразу про себя
Проговорить мысленно
Повторить фразу вслух
Метод состоит из базового текста, в котором есть 4 пункта:
Базовый текст. Блоки базовой программы:
Витамин материнской любви
Физическое здоровье
Нервно-психическое здоровье
Народная медицина
Завершающая фраза.
Базовый текст выглядит так:
Первый блок. Витамин материнской любви.
Я тебя очень-очень сильно люблю.
Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
Я без тебя не могу жить.
Мы все тебя очень сильно любим.
Второй блок. Физическое здоровье.
Ты сильный, здоровый, красивый
Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь, и развиваешься.
«Ты нормально кушаешь…»
«Тебе очень нравится и хочется кушать то-то и то-то»
У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.
Ты легко и красиво двигаешься.
«Тебе хочется бегать». «Тебе хочется наступать на ножку».
«Тебе хочется двигать пальчиками».
Ты закаленный - мало и редко болеешь.
Третий блок. Нервно-психическое здоровье.
Ты спокойный мальчик / спокойная девочка.
У тебя хорошие крепкие нервы.
Ты совсем не любишь (или тебе совсем не нравится) плакать.
Ты можешь внимательно и подолгу играть в игры.
Тебе нравится быть спокойным.
Ты умный мальчик (умная девочка).
У тебя хорошо развиваются головка и ум.
Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.
У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться.
Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь.
«Тебе нравится засыпать одному.
Тебе нравится засыпать при слабом свете или даже в темноте».
Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.
Сон становится глубоким, спокойным.
Ты просыпается свежим, радостным, активным.
Ты видишь только хорошие добрые сны.
Ты очень смелый и храбрый ребенок.
«Тебе очень нравится и хочется быть смелым и храбрым».
У тебя хорошо развивается речь.
Четвертый блок. «Народная медицина».
Я забираю и выбрасываю твою болезнь.
Завершающая фраза: «Я тебя очень сильно люблю».
Для контроля результатов лечения ведутся ежедневные дневниковые записи.
Ежедневно родитель ищет в поведении и состоянии ребёнка что-то новое, маленькие и еле заметные изменения. Маленькие Победы! Главное, принцип «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». Даже если кажется, что ничего не происходит, что всё это ерунда и пустая трата времени, не сдавайтесь! Дорогу осилит идущий. Изменения приходят по-разному, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Необходимо пересмотреть своё внутреннее отношение к ребёнку, к себе, к семье. Воспринимать ребёнка таким, какой он есть, научиться спокойнее реагировать на его поведение, детские выходки, протесты и капризы. Агрессия чаще всего возникает если человек защищается, а защищаемся мы от того, что нам страшно. Вспомните себя в возрасте своего ребёнка, вы были маленьким, у вас есть этот опыт, а ребёнок его только проживает, у него нет опыта взрослого.
Инструкция для родителей по ведению дневника:
Для дневника удобнее использовать тетрадь формата А5 или А4.
На первой странице записываем беспокоящую проблему (проблемы и жалобы). Каждый член семьи пишет от себя, отдельно, на разных листочках, не подглядывая и не списывая у другого. А потом уже переписывают общее на первый лист. Тут есть важный момент. Проанализируйте написанное. Возможно, Вы ставите противоположные задачи ребёнку, которые растаскивают его на части и не даёт возможности понять, что конкретно от него хотят. Например «чтобы ребёнок слушался родителей», папа говорит – иди, мама говорит – стой, а бабушка вообще молчит в обиде, что её не позвали и не выслушали, поэтому она ругает и маму, и папу, а ребёнок растерян и начинает наугад совершать поступки, лишь-бы быть «хорошим», но постоянно делает не то, потому что в семье нет единого мнения. А возможно Вы ставите перед ребёнком нереальные цели, например «почему ты по математике получил пятёрку с минусом, а не пятёрку с плюсом, а лучше шестёрку из пяти баллов!» Да, так тоже бывает.
На 2 и 3 странице записываем базовый текст (пишем от руки!!!) Стараясь записывать 2 и 3 блоки оставляя больший интервал между строк (для составления индивидуальной программы). Сначала полезно освоить базовую программу, иногда её достаточно для положительного эффекта. Индивидуальная программа составляется совместно со специалистом.
Можно писать сплошным текстом, а можно нарисовать таблицу на неделю, для более удобного учета реакций ребенка на текст, в момент его чтения. И ежедневно отмечать в ней изменения. Так будет легче вносить текст и будет более показательно. Но тут, что называется, кому как нравится.
Ежедневно делаем записи, в которых отмечаем Ваши победы, улучшения, сложности и вопросы. Особое внимание уделяем положительной динамике. Здесь работает принцип «что тренируем, то и развивается». Тренируем поиски побед, они и начнут приходить, у побед просто не останется выбора, как быть рядом с тем, кто их замечает. Даже если это малюсенькая победа, маленькая-маленькая, мизерная, видна «под микроскопом», она всё равно ПОБЕДА! И она достойна того, чтобы про неё помнили. Дневник – своего рода журнал побед и пояснений.
Особенности работы метода:
Методика не работает только в одном случае – если мать всячески саботирует лечение: отказывается от чтения текста, читает его безэмоционально или с отрицательными эмоциями, пропускает дни, не ведёт дневник, не формирует внутренние образы.
Так же в моей практике было и такое, что матери обманывают врача и в начале терапии не признаются в своём отказе от использования методики, обосновывая это разными причинами. Спустя несколько приёмов, они жалуются на то, что методика не работает, при более подробных расспросах выясняется, что она и не собиралась проходить терапию. В таком случае терапию надо начинать с матери ребёнка. Помочь ей с поиском ресурсов для себя. Ведь она не просто так не смогла начать проводить терапию. Значит у мамы есть на то причина и наша задача найти эту причину и убрать её. Помочь сначала маме, а уж потом ребёнку. Ведь в самолёте при экстренной ситуации взрослый надевает маску сначала на себя, а уж потом на ребёнка. Почему? Да потому что если родитель потеряет сознание, то оба не выживут, а если родитель будет в сознании, то он сможет спасти своё дитя. У родителя будут на это силы.
Настройте себя и используйте свои ресурсы, заложенные матерью природой. Если не получается, то перед чтением текста попробуйте сделать аутотренинг, проговорите аффирмации, вспомните что-то хорошее, сделайте дыхательную гимнастику. Начните с себя! Ведь ребёнок – наше отражение. Если мы хотим ему счастья, то надо показать, как счастье выглядит, а для этого надо стать счастливым самому. Здоровья Вам, как физического, так и психического.
Автор статьи: врач-психиатр, психотерапевт, педиатр Александрова Ольга Витальевна