ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости

Как жить дальше если у вас инвалидность?

В последние годы во всем мире все больше и больше людей с инвалидностью обращаются за консультацией к психологам с целью получить помощь в решении различных психологических затруднений и проблем. Люди с нарушением здоровья хотят получить доступ не только к медицинской, социальной и реабилитационной помощи, но консультации по вопросам брачных и детско-родительских отношений, помощь в развитии своей стрессоустойчивости и жизнеспособности и в разрешении психологических проблем, связанных с наличием имеющегося нарушения здоровья (или полученной тяжелой травмы).

По данным российских исследователей, в социальной реабилитации нуждаются 86,2% людей с инвалидностью.

При этом наиболее востребованы следующие виды реабилитации:

  • потребность в информационном консультировании;
  • в социально-психологической реабилитации;
  • в юридической консультации;
  • в обучении персональному уходу;
  • в обучении социальным навыкам;
  • в обучении занятиям спортом;
  • в содействии в решении личных проблем,
  •  в психологической реабилитации.


Психологическая реабилитация направлена на преодоление в сознании человека представления о бесполезности лечения, это форма воздействия на психическую сферу человека. Она включает в себя психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения. Психологическое консультирование в таких случаях направлено на оказание помощи клиентам в правильном понимании и налаживании межличностных взаимоотношений, – например, предупреждения и преодоления семейных конфликтов, помощи с методикой семейного воспитания, с формированием семейных отношений в молодых семьях, созданием в них благоприятного микроклимата и так далее.


Людям с инвалидностью свойственны определенные психологические проблемы, которые чаще всего обуславливаются основным соматическим заболеванием.

К  ним относятся:

  • эмоциональные нарушения (например, неустойчивость, апатия, астенизация)
  • ипохондрические проявления или, наоборот, недооценка тяжести своего состояния,
  • деструктивная или дефицитарная самооценка
  • инфантилизм,
  • социальная незрелость,
  • коммуникативное сужение и замкнутость.


Наличие ограничений здоровья и инвалидности оказывают влияние на построение межличностных отношений, взаимодействие с другими людьми. И сами люди с нарушениями здоровья, и их семьи часто чувствуют себя отторгнутыми, непринятыми и подавленными, стремятся группироваться с другими людьми и семьями, имеющими схожие проблемы. Довольно часто наблюдается процесс социальной изоляции и маргинализации людей с ограниченными возможностями здоровья по причине их стигматизации со стороны других людей.


Что происходит, если человек неожиданно сталкивается с тем, что теперь его возможности ограничены в связи с состоянием здоровья?

На первом этапе человек переживает состояние выраженного одиночества и страха перед лицом болезни, затем появляются апатия и переживание тупика – это второй и третий этапы переживания диагноза, связанные с отношением к диагнозу как к надвигающейся смерти. Результатом этого становится отчаяние и восприятие диагноза как приговора. На этапе «отчаяния» переломным моментом в отношении к своей жизни является возможность преодолеть страх раскрытия диагноза и принять его без стыда и чувства вины, следовательно, и говорить о нем с другими людьми, в том числе близкими, получая необходимую помощь. То есть этот этап позволяет человеку получить поддержку от близких, не чувствуя себя при этом изгоем. Затем, следует этап отстранения от болезни, когда диагноз воспринимается как «болячка», а в жизни ищутся новые ценности и цели, основанные на получении удовольствия. Спустя какое-то время человек переосмысливает свою болезнь, начиная воспринимать её как начало новой жизни, смысл которой заключается в борьбе с недугом. Седьмым и заключительным этапом отношения к своему диагнозу является этап «надежды», где просматривается надежда на будущее и вера в лечение. На данном этапе, диагноз воспринимается не как препятствие жизни, а как ее составная часть, с которой надо выстроить новые отношения.

Основной вопрос: как жить дальше в условиях болезни и дефекта? 

Инвалидность становится новым социальным статусом. Она не всегда соотносится с болезнью (болезнь подразумевает мотивацию на выздоровление, а инвалидность – на принятие). Происходит качественная и количественная перестройка «внутренней позиции» человека, нахождение новых смыслов личности. Происходит формирование собственного отношения к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. Переживание болезни откладывает отпечаток на всю личность в целом, приводит к эмоционально-волевым, мыслительным изменениям, переоценке жизненных установок, социальных ценностей и может стать источником для формирования дезадаптивного поведения (изоляция, соматические нарушения, деструктивные установки).
Если с деструктивными и дезадаптивными установками не работать, то значительную роль приобретают негативные факторы. Социальная изоляция приводит к социальному аутизму, проявляющемуся в виде стереотипного стиля жизнедеятельности и соответствующих психических нарушений и личностных изменений. Социальный и психологический факторы усугубляются взаимным влиянием друг на друга. Ключевой в мышлении становится философия фатальности судьбы – ощущения, что от человека уже ничего больше в жизни не зависит. В межличностной коммуникации на первый план выходит критицизм, цинизм, чувственная холодность по отношению к окружающим. Внутри актуализируется эгоистическая фиксация на себе, повышенная чувствительность и болезненное восприятие окружающих к себе. В итоге это может приводить к уходу в болезнь, смене установок и планов на жизнь, личностной деформации.

полезное