ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ долго рассматривалось как расстройство детского возраста, но результаты исследований подтвердили, что примерно у 50 % пациентов симптомы СДВГ продолжают отмечаться, когда они становятся взрослыми (несколько меняясь со временем).

Часто симптомы СДВГ отмечаются начиная с 3-4-летнего возраста. Обычно родители ребенка впервые обращаются к специалистам по поводу его гиперактивности. В школьные годы также становятся очевидными нарушения внимания. Кроме того, дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе.

К подростковому периоду исчезают яркие проявления гиперактивности, но становятся очевидными отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, низкая успеваемость в школе, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношениями со сверстниками, тревожность и низкая самооценка.

Одновременно могут наблюдаться рискованное поведение, трудности в соблюдении правил, подчинении нормам и законам. Подростки с СДВГ входят в группу риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма и наркомании.

Симптомы СДВГ у детей и взрослых проявляются по-разному:

1. Дефицит внимания

· У детей – с трудом поддерживают внимание, не слушают, не следят за ходом мысли, плохо организованы, теряют важные вещи, легко отвлекаются, забывчивы

· У взрослых – с трудом поддерживают внимание во время встречи, при чтении, при работе с бумагами, склонны откладывать дела на «потом» до паралича деятельности, медлительны, малоэффективны, плохо планируют рабочее время

2. Гиперактивность

· У детей – ерзают и суетятся, не могут усидеть на месте, слишком много носятся и бегают, не могут тихо играть/работать, находятся в вечном движении, «с моторчиком», слишком много разговаривают

· У взрослых – трудоголизм, слишком много дел в расписании (непомерно загружены работой), сами выбирают очень активную работу, постоянно заняты, что приводит к проблемам в семейных отношениях, слишком много разговаривают

3. Импульсивность

· У детей – в школе выпаливают ответы, не могут дождаться своей очереди, перебивают, вторгаются в чужие разговоры

· У взрослых – плохо переносят неудачи и разочарования, увольняются с мест работы, рвут отношения с людьми, превышают скорость при вождении, легко теряют самообладание, склонны к появлению зависимостей

Согласно нейрофизиологической трактовке СДВГ, в основе СДВГ лежит нарушение взаимодействия между хвостатым ядром и фронтальной корой, обусловленное дисбалансом дофамина и норадреналина.

Для компенсации этого дисбаланса необходима стимуляция головного мозга через двигательные центры, что и приводит к синдрому гиперактивности. Повышенная двигательная активность служит защитным механизмом, поддерживающим функциональное взаимодействие между структурами мозга, обеспечивающими его нормальное развитие.
В качестве социально-психологических факторов выделяются: низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями, алкоголизм у родителей

Лечение СДВГ


Лечение СДВГ должно быть направлено не только на контроль и редукцию основных проявлений данного расстройства, но также на улучшение функционирования пациента в различных сферах и его наиболее полную реализацию как личности, появление собственных достижений, улучшение самооценки, нормализацию обстановки вокруг него, в т. ч. внутри семьи, формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми, признание окружающими и повышение уровня удовлетворенности своей жизнью.

В связи с этим сформулирована концепция расширенного терапевтического подхода, подразумевающая распространение влияния лечения за пределы редукции основных симптомов и учет функциональных исходов и показателей качества жизни. Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи.

Лечение СДВГ должны быть своевременными и обязательно включать:

  • помощь семье ребенка с СДВГ – приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ;
  • выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей;
  • просветительскую работу с учителями, коррекцию плана школьного обучения – через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
  • психотерапию детей и подростков с СДВГ, преодоление трудностей формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий;
  • лекарственную терапию.

Лечение СДВГ, в том числе лекарственная терапия, должны быть достаточно продолжительными и ориентированными не только на преодоление клинических симптомов, но и нарушений адаптации.

#сдвг
полезное