Когнитивно-поведенческая терапия говорит о том, что эмоциональные и поведенческие проблемы связаны с нарушенными мыслительными процессами.
Что это означает:1. У человека существуют уровни мысленной обработки ситуации: первичная оценка (оценка угрозы для психического и физического здоровья) и вторичная (оценка ресурсов для борьбы с угрозой). В норме более после вторичной оценки проверка реальности и исправляет первичную оценку при необходимости, но при патологии эти функции нарушаются, и первичные реакции могут перейти в психические расстройства.
2. Неадаптивные мысли мешают справиться с жизненными ситуациями, вызывающими дисгармонию и болезненные эмоциональные реакции. Эти мысли возникают сами по себе, непроизвольно и, как правило, не осознаются.
3. Существуют «схемы» – это относительно устойчивые когнитивные модели, влияющие через установку людей на то, как люди обращаются с поступающей информацией. Эти схемы тоже могут быть неадаптивными, мешающими в повседневной жизни. При патологии происходит не только активация несоответствующих схем, но и вытеснение или торможение более адаптивных.
4. Обработка информации основана на фундаментальных убеждениях, внедренных в схемы. При наличии расстройства дисфункциональные схемы и установки влияют на анализ информации.
5. Автоматические мысли искажают реальность, и возникают когнитивные ошибки, например, произвольные заключения без опоры на факты, выхватывание из контекста одной детали и вывод на ее основе всей ситуации, приписывание себе ответственности за поведение других и так далее.
Целью когнитивного консультирования является:
Помочь людям избавиться от эмоциональных блоков и расстройств, помочь им стать более полно функционирующими, более самоактуализированным и побудить их к новой проверке реальности. Терапевт учит пациентов самим корректировать дефекты когнитивной обработки и подкреплять предположения, позволяющие им справляться с ситуацией. Кроме того, консультанты стремятся развить у клиентов поведенческие навыки, способные помочь их проблемам (например, у застенчивых людей можно развивать навыки общения).Аарон Бек, один из основателей КПТ, выделяет 4 этапа когнитивно-поведенческой терапии:
1. Опознание неадаптивных мыслей с помощью сосредоточения на мыслях, возникающих в проблемных ситуациях и восстановления в памяти этих ситуаций.2. Отдаление – пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, то есть отдалиться от них.
3. Проверка истинности этой мысли с помощью когнитивных и поведенческих методов.
4. Смена неадаптивных на адаптивные мысли.
Примеры техник, используемых в когнитивно-поведенческой психотерапии:
· Метод переоценки. Применяется для испытания предположений пациента с помощью проверки вероятности действия альтернативных причин того или иного события.
· Децентрация. Применяется при работе с пациентами, чувствующими себя в центре внимания окружающих и страдающими от этого, например при социофобии. Такие пациенты всегда уверены в собственной уязвимости к мнению окружающих о них и настроены на ожидание негативных оценок, и им предлагается прямо подойти и опросить окружающих о том, верны ли их предположения.
· Декатастрофизация. Ситуации, тревожащие клиента, мысленно раскручиваются до самого худшего исхода. Например, если мужчина боится опозориться перед коллегами, ему предлагают представить это в реальности и расспрашивают о том, как это на него повлияет.
· Использование воображения. Выявляя детали грез, терапевт и пациент начинают исследовать понимание клиентом обрисованной воображением ситуации и его реакции в ней.
· Методика прекращения. Подобно остановке травматических мыслей, образы и воспоминания о травмирующих событиях могут быть разрушены при громкой команде «прекратить!». После этого нужно вернуться на приятный предшествующий образ.
· Использование метафоры. Яркий метафорический образ может указать альтернативное конструктивное и творческое видение ситуации или способ поведения.
· Модифицирующее воображение. Постепенно изменяя образ от негативного к нейтральному или позитивному, пациент убеждается в своей возрастающей способности контролировать самосознание и представлять свое поведение более адаптированным.
· Целенаправленное повторение включает проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных самоинструкций на практике.
· Конструктивное воображение, или десензитизация. Пациенту предлагается ранжировать «ступеньками» ожидаемое событие. Оценки становятся более градуальными, а негативные эмоции - более доступными самоконтролю и управляемыми.