ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Tilda Publishing
Tilda Publishing
Новости

Метод Драпкина или терапия материнской любовью

Метод Драпкина или терапия материнской любовью

Борис Зиновьевич Драпкин родился в городе Ленинград в 1928 году. Он ветеран Великой Отечественно Войны, переживший блокаду. Драпкин один из самых известных детских психиатров и психотерапевтов, удостоенный звания «Почетный профессор психотерапии».

Он создал первое в стране подростковое психиатрическое отделение. С 1962 года — внештатный преподаватель на кафедре детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО). До 1996 года — главный детский психотерапевт Министерства здравоохранения Советского Союза и России. Скончался Борис Зиновьевич в 2006, он прожил замечательную и насыщенную жизнь, полную интересных и не всегда простых событий.

Метод работает с детьми от рождения до подросткового возраста, примерно лет до 12, в исключительных случаях до 15. По времени чтение текста занимает от 10 до 15 минут, плюс время на ведение дневниковых записей в течении дня.

Терапия материнской любовью или материнский гипноз позволяет проводить терапевтическую работу как матери, так и ребёнку.

Лечение мама получает опосредованно, а иногда и напрямую благодаря тому, что сама себе создаёт состояние спокойствия, снятия чувства вины (я плохая мать…), приобретая осознанность благодаря структурированию своих действий и мыслей. Тем самым расширяется терапевтический эффект. Многим мамам я рекомендую делать аутотренинг перед чтением метода, для лучшего сосредоточения и концентрации мысли.

Применить материнский гипноз может мама или бабушка (мамина мама). Считается, что голос бабушки по материнской линии способен влиять на малыша так же, как и голос его мамы.

Начинать можно через 20 – 30 минут после того, как ребенок уснул (имеется в виду ночной сон). Мама садится на кровать рядом с ребенком и произносит текст негромким голосом (как читаете сказку), внятно и четко, темп её речи должен быть немного ниже, чем при обычном разговоре.

Весь текст нужно прочитать один раз, а каждую фразу следует произносить два раза: сначала про себя, а потом – вслух. Как будто пробуете фразы на вкус, при этом стараясь держать образ ребёнка в своих мыслях. Вы сначала готовитесь, создаёте определённое эмоциональное состояние внутри себя, а потом передаёте его своему ребёнку.

Как правильно читать текст.

Примерно через 20-30 мин после засыпания ребенка, сохраняя тактильный контакт:

  1. Прочитать фразу про себя
  2. Проговорить мысленно
  3. Повторить фразу вслух

Метод состоит из базового текста, в котором есть 4 пункта:

Базовый текст. Блоки базовой программы:

  • Витамин материнской любви
  • Физическое здоровье
  • Нервно-психическое здоровье
  • Народная медицина
  • Завершающая фраза.

Базовый текст выглядит так:

Первый блок. Витамин материнской любви.

  1. Я тебя очень-очень сильно люблю.
  2. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
  3. Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
  4. Я без тебя не могу жить.
  5. Мы все тебя очень сильно любим.

Второй блок. Физическое здоровье.

  1. Ты сильный, здоровый, красивый
  2. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь, и развиваешься.

«Ты нормально кушаешь…»

«Тебе очень нравится и хочется кушать то-то и то-то»

  1. У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик.
  2. Ты легко и красиво двигаешься.

«Тебе хочется бегать». «Тебе хочется наступать на ножку».

«Тебе хочется двигать пальчиками».

  1. Ты закаленный - мало и редко болеешь.

Третий блок. Нервно-психическое здоровье.

  1. Ты спокойный мальчик / спокойная девочка.

У тебя хорошие крепкие нервы.

  1. Ты совсем не любишь (или тебе совсем не нравится) плакать.

Ты можешь внимательно и подолгу играть в игры.

Тебе нравится быть спокойным.

  1. Ты умный мальчик (умная девочка).

У тебя хорошо развиваются головка и ум.

Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.

  1. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться.
  2. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь.

«Тебе нравится засыпать одному.

Тебе нравится засыпать при слабом свете или даже в темноте».

  1. Ты очень хорошо отдыхаешь, когда спишь.

Сон становится глубоким, спокойным.

Ты просыпается свежим, радостным, активным.

  1. Ты видишь только хорошие добрые сны.
  2. Ты очень смелый и храбрый ребенок.

«Тебе очень нравится и хочется быть смелым и храбрым».

  1. У тебя хорошо развивается речь.

Четвертый блок. «Народная медицина».

  1. Я забираю и выбрасываю твою болезнь.

Завершающая фраза: «Я тебя очень сильно люблю».

Для контроля результатов лечения ведутся ежедневные дневниковые записи.

Ежедневно родитель ищет в поведении и состоянии ребёнка что-то новое, маленькие и еле заметные изменения. Маленькие Победы! Главное, принцип «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». Даже если кажется, что ничего не происходит, что всё это ерунда и пустая трата времени, не сдавайтесь! Дорогу осилит идущий. Изменения приходят по-разному, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Необходимо пересмотреть своё внутреннее отношение к ребёнку, к себе, к семье. Воспринимать ребёнка таким, какой он есть, научиться спокойнее реагировать на его поведение, детские выходки, протесты и капризы. Агрессия чаще всего возникает если человек защищается, а защищаемся мы от того, что нам страшно. Вспомните себя в возрасте своего ребёнка, вы были маленьким, у вас есть этот опыт, а ребёнок его только проживает, у него нет опыта взрослого.

Инструкция для родителей по ведению дневника:

Для дневника удобнее использовать тетрадь формата А5 или А4.

  • На первой странице записываем беспокоящую проблему (проблемы и жалобы). Каждый член семьи пишет от себя, отдельно, на разных листочках, не подглядывая и не списывая у другого. А потом уже переписывают общее на первый лист. Тут есть важный момент. Проанализируйте написанное. Возможно, Вы ставите противоположные задачи ребёнку, которые растаскивают его на части и не даёт возможности понять, что конкретно от него хотят. Например «чтобы ребёнок слушался родителей», папа говорит – иди, мама говорит – стой, а бабушка вообще молчит в обиде, что её не позвали и не выслушали, поэтому она ругает и маму, и папу, а ребёнок растерян и начинает наугад совершать поступки, лишь-бы быть «хорошим», но постоянно делает не то, потому что в семье нет единого мнения. А возможно Вы ставите перед ребёнком нереальные цели, например «почему ты по математике получил пятёрку с минусом, а не пятёрку с плюсом, а лучше шестёрку из пяти баллов!» Да, так тоже бывает.
  • На 2 и 3 странице записываем базовый текст (пишем от руки!!!) Стараясь записывать 2 и 3 блоки оставляя больший интервал между строк (для составления индивидуальной программы). Сначала полезно освоить базовую программу, иногда её достаточно для положительного эффекта. Индивидуальная программа составляется совместно со специалистом.
  • Можно писать сплошным текстом, а можно нарисовать таблицу на неделю, для более удобного учета реакций ребенка на текст, в момент его чтения. И ежедневно отмечать в ней изменения. Так будет легче вносить текст и будет более показательно. Но тут, что называется, кому как нравится.
  • Ежедневно делаем записи, в которых отмечаем Ваши победы, улучшения, сложности и вопросы. Особое внимание уделяем положительной динамике. Здесь работает принцип «что тренируем, то и развивается». Тренируем поиски побед, они и начнут приходить, у побед просто не останется выбора, как быть рядом с тем, кто их замечает. Даже если это малюсенькая победа, маленькая-маленькая, мизерная, видна «под микроскопом», она всё равно ПОБЕДА! И она достойна того, чтобы про неё помнили. Дневник – своего рода журнал побед и пояснений.

Особенности работы метода:

Методика не работает только в одном случае – если мать всячески саботирует лечение: отказывается от чтения текста, читает его безэмоционально или с отрицательными эмоциями, пропускает дни, не ведёт дневник, не формирует внутренние образы.

Так же в моей практике было и такое, что матери обманывают врача и в начале терапии не признаются в своём отказе от использования методики, обосновывая это разными причинами. Спустя несколько приёмов, они жалуются на то, что методика не работает, при более подробных расспросах выясняется, что она и не собиралась проходить терапию. В таком случае терапию надо начинать с матери ребёнка. Помочь ей с поиском ресурсов для себя. Ведь она не просто так не смогла начать проводить терапию. Значит у мамы есть на то причина и наша задача найти эту причину и убрать её. Помочь сначала маме, а уж потом ребёнку. Ведь в самолёте при экстренной ситуации взрослый надевает маску сначала на себя, а уж потом на ребёнка. Почему? Да потому что если родитель потеряет сознание, то оба не выживут, а если родитель будет в сознании, то он сможет спасти своё дитя. У родителя будут на это силы.

Настройте себя и используйте свои ресурсы, заложенные матерью природой. Если не получается, то перед чтением текста попробуйте сделать аутотренинг, проговорите аффирмации, вспомните что-то хорошее, сделайте дыхательную гимнастику. Начните с себя! Ведь ребёнок – наше отражение. Если мы хотим ему счастья, то надо показать, как счастье выглядит, а для этого надо стать счастливым самому. Здоровья Вам, как физического, так и психического.

Автор статьи: врач-психиатр, психотерапевт, педиатр Александрова Ольга Витальевна
полезное