ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости

Детские кризисы

Когда кризисы происходят у ребенка, резкое изменение его поведения и утрата прежних интересов могут напугать родителей, поэтому важно определить, в какие периоды отмечаются эти изменения, чем они обусловлены и как выглядят:

Кризис новорожденности

(0-2 месяца)
Является больше физиологическим, чем психологическим: у ребенка происходит смена системы дыхания (первое воздействие кислорода на слизистые – очень болезненное), смена давления (в жидкой среде свой вес почти не ощущается, при рождении атмосферное давление начинает резко давить), смена температуры, изменение освещенности и интенсивности звука, тактильных ощущений. Все это вместе является сильным стрессом, поэтому до окончания адаптации (которая обычно длится 15-20 дней) ребенок может терять в весе. По окончанию кризиса ребенок обретает психическую жизнь, начинает реагировать на других людей, оживляется при их приближении.



кризис 3-х лет

Кризис первого года жизни

Характеризуется негативизмом (ребенок спорит с родителями, на все говорит «нет»), упрямством, частой раздражительностью малыша. Это связано с тем, что ребенок начинает воспринимать себя отдельно от матери, получает большую свободу передвижения и начинает самостоятельно пытаться орудовать новыми для него вещами и предметами.


Кризис 3-х лет

Ребенок отказывается выполнять большинство требований взрослого, упрямится, стремится все делать самостоятельно, обесценивает то, что раньше для него было дорого (например, может обзывать родителей), агрессивно ревнует родителей к братьям и сестрам, демонстрирует протестное поведение. В результате кризиса у ребенка появляется позиция «Я сам», начинает формироваться воля, стремление делать выбор самостоятельно. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Кроме того, ребенок познает различие между «должен» и «хочу».


Кризис 6-7 лет

Связан с развитием самосознания ребенка. Негативная симптоматика кризиса может выражаться непослушанием, обесцениванием, неадекватным представлением о своих возможностях, стремлением действовать как взрослый вопреки очевидным неуспехам, хитростью как нарушением правил, которые прежде выполнялись, демонстративной «взрослостью» и стремлением не выглядеть и не быть «как маленький». Ребенок поступает в школу, меняется его социальная позиция, на первый план выходит учебная деятельность.


Кризис подросткового возраста

(12-14 лет)
В этом возрасте включенность и в мир взрослых, и в мир детства, изменения в теле провоцируют тревожность, эмоциональную неустойчивость, конфликтность, максимализм, застенчивость подростка. Одновременно происходит внутренний конфликт между желанием быть частью группы сверстников и иметь свое собственное мнение, даже если оно отличается от чужого. По результатам прохождения кризиса ребенок осваивает свою новую телесность, улучшает навыки общения с другими, развивает абстрактное мышление и формирует свою жизненную философию и ценности, строит жизненные планы.
полезное